Барлык яңалыклар
Атайсал
7 сентябрь 2021, 09:13

Айсылу Кушегенова: «Наше наследие - в наших руках»

В Старобурновской школе Бирского района, где преподает молодой педагог, все 113 детей изучают башкирский язык как государственный: первоклассники — внеурочно, учащиеся со второго по девятый класс — на уроках.

Айсылу Кушегенова: «Наше наследие - в наших руках»
Айсылу Кушегенова: «Наше наследие - в наших руках»

Айсылу Кушегенова — выпускница Бирского филиала БашГУ, родом из Учалов. Выйдя замуж, стала жительницей этого района. Биолог по образованию, она прошла переподготовку и уже три года преподает башкирский язык, а также ведет экологический кружок. Интерес к родному языку сформировался еще в школьные годы. Айсылу училась в башкирском лицее и сегодня многое может дать своим ученикам.

— Мои родители — башкиры, в семье говорили и на башкирском, и на русском языках, — рассказала Айсылу. —Всегда мечтала о профессии учителя. Примером для меня стала двоюродная сестра. А в моей семье — полный интернационал. Муж — казах. Подрастают двое девочек — девятилетняя Алия и семилетняя Айдана. С ними частенько говорю на башкирском.

Учителю удается заинтересовать детей историей и культурой республики, национальным языком. Первоклассникам дает информацию в игровой форме. Малыши знакомятся со сказками и стихами, смотрят мультики и документальные фильмы, поют песни. С второклассниками уже легче — они приходят подготовленными к теме.

— Башкирский язык – родной язык для многих, поэтому проблем с его изучением не возникает ни с детьми, ни с родителями. Школьники узнают башкирские народные традиции и обычаи, фольклор, географические названия, — говорит Айсылу.

Конечно, один час башкирского языка в неделю по учебному плану маловато. Тем более что учебник рассчитан на два часа. Но Айсылу Кушегенова старается наполнить урок содержанием до максимума. На нынешнем августовском педсовете в числе других обсуждалась и проблема правильного выбора при изучении родных языков. Он должен определяться на добровольной основе, и многое здесь зависит от работы с родителями.

— Согласна с мнением руководителя Центра социокультурных исследований Института стратегических исследований АН РБ Юлдаша Юсупова. Главная задача изучения любого родного языка — сохранить его в семье, сохранить наше наследие — традиционную речь, — пояснила Айсылу Кушегенова.

Также на совещании было предложено приступить к цифровизации северо-западного диалекта башкирского языка. Образцы речи, сказки, кубаиры, мунажаты обрабатываются программистами, и на этой базе создается электронная обучающая программа, то есть возможность изучать не только литературную норму, но и язык своей семьи, своих родных. Этот проект можно реализовать только с участием родителей. Молодой учитель готова прислушаться к рекомендациям педсовета и планирует больше внимания уделять работе детей с интернет-ресурсом «Башархив», приобщать детей к работе с первоисточниками.

Источник: https://www.bashinform.ru/news/1639093-aysylu-kushegenova-nashe-nasledie-v-nashikh-rukakh/

Автор:ИА «Башинформ»
Читайте нас: