В рамках встречи между Башкортостаном и Роскачеством было подписано соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает совместную работу по всем видам деятельности Роскачества, включая исследование товаров и привлечение испытательных центров республики, продвижение товаров со Знаком качества на рынке, а также внедрение систем менеджмента качества на предприятиях Башкортостана.
Стенограмма начала встречи:
Р. ХАМИТОВ: Здравствуйте.
Во-первых, благодарю за то, что Вы приехали к нам в республику. Мы имеем возможность поговорить о вопросах качества, развития производства, промышленности. Могу сказать, что республика уделяет достаточно большое внимание обсуждаемым темам. Мы вместе с Амраном Миграновичем (А.М. Муратшин, директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан»), моими коллегами в последние годы довольно много сделали.
Вы знаете, что в рейтинге субъектов Российской Федерации Башкортостан занимает достойное место с точки зрения внедрения стандартов качества, менеджмента качества. Эту работу мы намерены продолжать масштабно, творчески.
Понимаем, что здесь все средства порой хороши, в том числе и административные – когда мы в рыночной экономике тем не менее требуем, чтобы люди серьёзно относились к вопросам качества, чтобы не было как во времена Советского Союза. Вспоминаю байку. У начальника цеха спрашивают: «А как у вас с качеством?». Он отвечает: «У нас всё хорошо. Если мы делаем партию для заграницы, на экспорт, но у нас её не принимают, мы стараемся передать эту продукцию военным. Если военные не берут – стараемся присвоить ей Знак качества. Если со Знаком качества не получается, отправляем гражданским потребителям. Если и те не берут, тогда отправляем на село, а сельчане берут всё».
Сегодня сельчанам нужна качественная продукция. Мы уже видим, какая техника там работает, какие используются семена, как вообще всё подросло за последние годы в рыночной экономике. Но рецидивы той старой, советской «болезни» на сегодняшний день присутствуют. И порой, конечно же, отношение к потребителю ещё требует выправления и, скажем так, соответствующего сопровождения.
Мы работаем в том числе и над своими брендами. «Продукт Башкортостана» для нас – не просто слова. Знаю, что наверняка каждый субъект пытается идти по этому пути, это не сверхновации. Но пройти по нему осознанно и с определённым результатом непросто. У нас в последнее время это получается. Мы сертифицируем эту продукцию. У нас есть достойные лаборатории. Мы на самом деле стараемся работать так, чтобы соответствовать всем требованиям качества.
Это касается и одного из самых «громких» наших продуктов – башкирского мёда. Мы приобрели специальную лабораторию, недешёвую, с хромато-масс-спектрометрией, жидкостными, газовыми хроматографами. Всё это позволяет обнаруживать, если в продукции даже в очень малых количествах есть загрязняющие ингредиенты.
Поэтому работа эта непрерывная, постоянная, сложная, ответственная.
Мы, с одной стороны, как руководители, которые отвечают за то, что происходит в республике, с другой стороны – как потребители этой продукции, конечно же, заинтересованы в том, чтобы товары, произведённые в Башкортостане, соответствовали самым высоким стандартам.
Работы много. И мы с Вами сегодня подпишем соглашение о взаимодействии между Правительством республики и Российской системой качества. Мы постараемся работать так, чтобы полностью выполнять положения этого соглашения. Всё реально. Надеюсь, что наша совместная работа будет успешной. Ещё раз спасибо Вам за Ваш приезд.
М. ПРОТАСОВ: Спасибо, Рустэм Закиевич. Во-первых, хотел бы поблагодарить Вас за приглашение посетить республику. Во-вторых, уже первые встречи, которые сегодня прошли в рамках визита, показали, что и Ваше личное отношение, и отношение Ваших коллег к вопросам качества в республике действительно особенное. Это внимательное отношение к построению инфраструктуры для формирования качества товаров и услуг. В этом смысле очень важно, чтобы наша совместная работа была систематизирована и поставлена в рамках не только подписанного соглашения, но и дорожной карты к этому соглашению. Важно, чтобы мы по всем видам деятельности Роскачества могли регулярно взаимодействовать и улучшать ситуацию на товарном рынке республики.
В соответствии с распоряжением Правительства России у нас как у главного института формирования стабильной системы качества в стране есть три базовых инструмента.
Во-первых, мы проводим потребительские испытания – сравнительные исследования продукции. Каждую неделю эксперты Роскачества приобретают в российских магазинах товары по каким-то выбранным категориям, которые определяются в первую очередь самими потребителями. В первый год нашей деятельности эти категории определялись отраслевыми федеральными министерствами: 50 процентов категорий для исследования нам предлагал Минсельхоз. Сейчас мы в первую очередь исследуем рекомендации потребителей и тех субъектов Российской Федерации, с которыми у нас подписано соглашение. Потому что никто лучше вас не знает, какие проблемные точки есть в регионе, какие категории надо проверить в первую очередь и какие локальные товары нужно обязательно включить в наше исследование. Если продукция соответсвуют всем требованиям качества, заявленным стандартам и опережающим стандартам Роскачества, она получает государственный Знак качества.
Это первый вид нашей деятельности, который мы называем потребительским навигатором. Это действительно навигатор по потребительскому рынку: результаты исследований, о которых мы каждую неделю рассказываем через портал Роскачества, средства массовой информации, реально дают возможность людям принимать потребительское решение – что покупать, на что обращать внимание при покупке. Председатель Правительства недавно сказал, что неожиданно для него самого Роскачество стало средством массовой информации – результаты наших исследований читают несколько миллионов человек в месяц.
Аналогичные организации есть в 45 странах мира. Наша появилась в 2015 году. Важно, чтобы уровень доверия всей страны, граждан любого региона к такому институту был очень высоким. Например, в Германии уровень доверия к организации Stiftung Warentest, аналогичной Роскачеству, достигает 92 процентов – это выше, чем уровень доверия к любому государственному институту, Бундестагу, Бундесверу, церкви, полиции. То есть немец не приобретает товар, не ознакомившись с исследованиями их «Роскачества». Такая задача стоит и перед нами. В соответствии с постановлением Правительства наш индикатор – это уровень потребительского доверия.
Второй, очень важный, позитивный вид деятельности – мы стали оператором государственного Знака качества. Того самого, возрождённого советского Знака качества, о котором Вы рассказали в историческом анекдоте.
С точки зрения дизайна Знак очень похож на советский. Это тоже такая шутка истории, наверное. Среди более чем 500 знаков, выдвинутых на народное голосование, победил знак, сделанный тем самым дизайнером, который в 1967 году отрисовывал советский государственный Знак качества. Поэтому он очень похож.
Товары, которые по результатам наших исследований становятся действительно лучшими по всем характеристикам в каждой категории, получают государственный Знак качества. Дальше мы их продвигаем в федеральные и региональные торговые сети, на международный рынок через Российский экспортный центр. Это даёт преимущество товарам, которые получили государственный Знак качества.
За прошлый год продажи тех товаров, которые получили государственный Знак качества, в среднем выросли на 37 процентов. Сейчас таких товаров в стране около 200. Мы постоянно проводим мероприятия, в том числе с субъектами Российской Федерации, в региональных и федеральных сетях страны, продвигая этот Знак.
Р. ХАМИТОВ: Сложно его получить.
М. ПРОТАСОВ: Сложно. Главное, что товар нам не приносят «сваренным в кастрюльке». Мы его так же, как и обычные покупатели, приобретаем в магазинах. Производитель никаким образом не может повлиять на то, что мы приобрели. Это второй вид деятельности.
И третий, важнейший вид деятельности – это правительственная премия в области качества, которой уже 22 года. Её в ноябре каждого года в Международный день качества вручает Председатель Правительства России.
Это премия не столько в области качества товаров и услуг, сколько в области качества технологических и бизнес-процессов. Потому что можно один раз качественно произвести ручку, но для того чтобы качественно производить каждый день по тысяче штук, должны быть внедрены чёткие бизнес-процессы.
95 экспертов правительственной премии в области качества ездят по предприятиям, помогают, внедряют бизнес-процессы. Всё это за федеральный счёт – не за счёт предприятия или регионального бюджета. Они как раз содействуют тому, что ситуация в стране в этом смысле в целом меняется. Мы стараемся сделать так, чтобы национальная идея качества шла «снизу». Мы с вами помним из истории, что было в Японии, Корее, когда после экономической разрухи за счёт идеи качества они пришли к сегодняшнему состоянию товарного рынка.
У нас нет территориальных управлений. Мы не просили их у Минфина и не будем просить. Мы полагаемся на сильных, мощных кураторов в регионе, которые начинают с нами взаимодействовать и в хорошем смысле использовать наши возможности. Предлагать нам категории для исследования. Включать региональные товары в наши веерные исследования, для того чтобы эти товары потенциально получили государственный Знак качества, а значит, поддержку при продвижении на федеральном и международном рынках. Предлагать предприятия для того, чтобы наши эксперты отлаживали на них управленческие и бизнес-процессы, создавали на этих предприятиях более конкурентоспособную среду.
Нужно активно с нами взаимодействовать, чтобы использовать нашу инфраструктуру. В этом смысле в Башкортостане есть вся инфраструктура, которая, я могу сказать прямо, отсутствует во многих регионах. В частности, это один из трёх регионов, где есть собственная премия в области качества, модель которой во многом гармонизирована с федеральной премией.
Думаю, что благодаря этому Башкортостан – один из лидеров с точки зрения количества дипломантов и лауреатов федеральной премии. Около 100 предприятий номинировались на правительственную премию, около 20 предприятий стали дипломантами либо лауреатами – это один из лучших показателей в стране.
За последний год количество заявок от предприятий Башкортостана выросло в четыре раза, это тоже положительная динамика. В то же время с точки зрения проведения исследований продукции такого взаимодействия до настоящего момента, до подписания соглашения, у нас не было. Надеюсь, теперь будет.
Пока государственных Знаков качества у башкирских предприятий нет. Хотя сейчас появляются товары, которые по результатам проведённых нами исследований их заслуживают. Как вы знаете, по поручению Президента России мы завершили исследования мёда. В целом мы выявили несколько, я бы сказал, «болезней». Несмотря на то, что Россия входит в пятёрку крупнейших производителей мёда в мире (мы реально можем быть сильным экспортёром), в 30 процентах мёда мы обнаружили иные пыльцевые зёрна, чем сорт, заявлявшийся на маркировке. Мы выявили серьёзный объём не заявленных антибиотиков и их превышение, в том числе широкий список антибиотиков, которые в России пока не нормировались. Теперь благодаря нашей работе с Минсельхозом и Россельхознадзором в ближайшее время они тоже будут нормироваться, потому что раньше это создавало серьёзный барьер на входе нашего мёда на другие рынки. Такую работу мы можем и должны будем вести совместно с регионом, потому что у вас, безусловно, высочайшие компетенции и возможности. Действительно, башкирский мёд – это национальная гордость страны.
Мы понимаем, что башкирские товары могут получить государственный Знак качества в целом ряде категорий. Они абсолютно достойны его, а значит, могут получить нашу федеральную поддержку при продвижении этих товаров.
По всем этим трём направлениям работы мы готовы к регулярному плотному взаимодействию.
Р. ХАМИТОВ: Спасибо большое. Давайте подпишем соглашение.