Ямочный ремонт
Ямочный ремонт – самый популярный способ текущего ремонта дорог в российских городах. Смысл его применять есть в том случае, если объем повреждений на дороге не превышает 15%. Если же доля ям и выбоин больше, то здесь уже требуется ремонт с полной заменой слоев дорожного покрытия или хотя бы верхнего слоя. Но зачастую это правило не выполняется.
Что должно вызвать сомнения в качестве ямочного ремонта? Если речь идет о ямочном ремонте горячим асфальтобетоном, то чаще всего строители пренебрегают таким этапом, как обрубка кромок, очистка и просушка выбоин. Затем нужно провести подгрунтовку – разлить по очищенной поверхности жидкий битум. Этот этап подрядчик тоже любит пропустить. Ну, и классика жанра – укладка асфальта на грязь, во время дождя или при низких температурах.
Не выполнили требования к работам по ямочному ремонту – заплатки быстро разрушились. Такой итог активисты Народного фронта регулярно фиксируют во время дорожных рейдов по городам России.
Помимо горячего асфальтобетона при ямочном ремонте могут использовать холодные смеси, струйно-инъекционный метод, метод обратной пропитки. Каждый из этих способов имеет свои особенности, но допускаемые подрядчиками нарушения, схожи.
Капитальный ремонт включает полный цикл работ по восстановлению прочности и размера дороги, замену изношенных, непрочных конструктивных слоев дорожного покрытия и искусственных сооружений.
Такой ремонт проводят по согласованному проекту, где прописаны все виды работ, материалы, объемы и т.д. Но последовательность мероприятий всегда одинаковая. Давайте рассмотрим, из чего состоит дорога и как ее построить.
Для усиления конструкции между слоями строители могут укладывать дополнительные слои - все это должно быть прописано в контракте. Толщина слоев также указывается в сметной документации, но она не должна быть ниже нормативной. Например, для асфальтобетона - не меньше 4 см.
Материалы, которые используют при строительстве и ремонте дорог, могут быть разного размера и качества (различные марки и фракции). Какие именно - можно узнать в смете к работам. Смету любой желающий может скачать в разделе «Документы» на странице аукциона на сайте госзакупок.
Реконструкция дороги – это изменение ее технических параметров. Это может быть расширение проезжей части, обустройство тротуаров и велодорожек, сглаживание радиусов поворота или изменение продольного профиля. Цель реконструкции - увеличение пропускной и несущей способностей дороги, как правило, с переводом ее в более высокую категорию.
«Мы нередко получаем от неравнодушных горожан фотографии или видеоролики, на которых строители кладут асфальт прямо в снег, работают под дождем в холодную погоду и так далее. Почему это происходит? Во многом потому, что подрядчики уверены – никто не увидит и им все сойдет с рук. Мы предлагаем гражданам взять контроль за качеством ремонта местных дорог в свои руки и обращаться напрямую в органы прокуратуры. Да, местные власти должны следить за качеством выполненных работ. Но если бы они всегда делали это на совесть, у нас и хороших дорог было бы гораздо больше. Раз так – есть смысл местным жителям, и особенно молодежи, которая при желании разберется и с сайтом госзакупок, и с проектно-сметной документацией, организовать народный контроль за ремонтом, а не ждать, когда плохо сделанная дорога вновь превратиться в череду ям», - прокомментировал эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов.