Если за окном солнечно и тепло, не значит, что завтра Уфу не укроет снег. Достать пуховик и зимние сапоги — не проблема, а вот переобуть машину вряд ли получится быстро. Чтобы не оказаться героем шутки «Никогда не было морозов, и вот опять», мы ответили на главные вопросы водителей о том, как подготовить авто к холодам. Тем более что -3 градуса прогноз обещает уже в эту пятницу, 1 ноября.
Обязательно ли менять резину?
Да. Дело не в шипах (спойлер: они есть не на всех зимних шинах, но об этом позже). Летняя резина сделана из определённого состава резиновой смеси и предназначена для плюсовой температуры. В минус, даже самый маленький, теряется эластичность, так что большая вероятность уйти в занос. Плюс летние шины зимой быстрее изнашиваются и приходят в негодность, так что покупать новый комплект всё равно придётся.
Как оценить изношенность шин?
Для оценки изношенности смотрим на глубокий рисунок, который называется протектором и служит для лучшего сцепления колеса с дорожным покрытием. Глубина узора влияет на тормозной путь, для зимних шин она должна составлять не менее четырёх миллиметров.
Измерить её можно с помощью десятикопеечной монеты: если она опускается в протектор до середины — ездить можно. Либо можно смотреть на индикаторы на самой шине, на разных моделях они свои. Например, это могут быть цифры, или «рёбра», которые при стирании будут показывать степени износа.
Сколько должны стоить шины?
Шины, как и обувь, нужно подбирать под автомобиль индивидуально: они бывают разного диаметра, радиуса, цена зависит и от производителя, и от многих других факторов. Так, уфимцы могут найти комплект зимней резины в ценовом промежутке от 8 до 200 тысяч. Например, 4 новых колеса с популярным размером у иномарок 195/55 R16 обойдутся примерно в 12 тысяч рублей.
Можно ли менять не все колёса?
Нежелательно. Особенно если речь идет о шинах разных моделей и типов («узоры» на колёсах влияют на сцепление с дорогой, управляемость, торможение). Главное, что может пойти не так — нарушится баланс автомобиля. Поэтому шины должны быть одинаковыми как по типу, так и по степени износа.
Зимняя резина действительно бывает не только шипованной, хотя этот вариант является самым распространённым. У неё есть свои плюсы: отличное сцепление на льду и снегу при любых нагрузках, укороченный тормозной путь. Из минусов — шипованные шины шумные, имеют плохое сцепление на мокром асфальте, шипы могут стачиваться и вылетать.
Так называемая «липучка» не имеет шипов (так же, как и липкой поверхности или присосок), но имеет особенный состав, так что зимой резина становится мягкой, а в тёплую погоду как бы приобретает жёсткий верхний слой (при очень высокой температуре может начать плавиться). Из плюсов: не шумная, имеет хорошую устойчивость на мокром асфальте, расход топлива выше, чем на летней, но ниже, чем на зимней. Минусы: хуже управляется на дороге с ледяным и сильно заснеженным покрытием, увеличивается тормозной путь в сравнении с шипованным оппонентом.
Что выбрать? Зависит от того, в какую погоду и куда вы планируете выезжать: город, трасса, поля. Поэтому не важно — шипы или липучка. Главное — чтобы резина была зимней.
Имеет ли значение, как установить шины?
Да. У направленных шин должно соблюдаться направление вращения, указанное стрелкой. Отсюда и название. При установке ассиметричных шин важно не перепутать внутреннюю и наружную стороны, так как внешняя часть отвечает за безопасность и устойчивое прохождение поворотов и сцепление на сухих поверхностях, а внутренний сектор отводит воду и улучшает сцепление с дорогой в дождливую погоду.
Нужно ли вешать букву «Ш»?
Теперь нет. Наклейка, означающая наличие шипов на колёсах, стала неактуальной. Знак изъяли из ПДД, а, значит, штраф за его отсутствие водителям не грозит.
Это, пожалуй, самый главный вопрос, который волнует автомобилистов: видимо, владельцы шипованных комплектов переживают, что на асфальте зимняя резина лишится «зубов». На него ответил инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов.
— Менять резину пора, когда среднесуточная температура упадет до +7 градусов. Если учесть, что сегодня ночью местами было до -1 градуса, а днем воздух не прогрелся выше +3, значит, пора в шиномонтаж. Все дело в составе резины — при таких температурах воздуха летние колеса твердеют, и скользко становится даже на абсолютно сухом асфальте, — объяснил эксперт. — Возможно, кто-то считает, что переобуваться рано и лучше поберечь резину, но я считаю, что лучше сменить резину сейчас, пока не наступила ситуация, когда беречь будет нечего.